Шем

Материал из Conan

⧼dusk-jump-to-navigation⧽ ⧼dusk-jump-to-search⧽

Shem

Государство в Центральной Хайбории. Месторасположение заставляет его выступать в роли своеобразного буфера между Востоком и Западом, Хайборией и Тураном. Шем — это земля воинственных городов-государств, где процветают наемники и превыше всего — власть золота. Шем описан во многих историях «Саги». Так, Белит была шемиткой. Шем упоминается в романе П.Андерсон «Конан-Мятежник» (в рус. пер. «Конан и Секира Света»). Упоминания о Шеме встречаются повсюду в «Саге», но центральным местом действия Шема выступает лишь в рассказе Р.Говарда и Л. Спрэга де Кампа «Ястребы над Шемом». В некоторых других историях упоминаются кочевники-зуагиры. Отряд зуагиров Конан возглавлял в период своей жизни, который был описан в повести Р.Говарда «Знак ведьмы» и далее в рассказе «Черные слезы». Зуагиры упоминаются в романе Б.Ниберга «Мститель», а также в романе О.Локнита «Песчаные небеса».

История

В самом начале хайборийского вторжения кочевники из южных областей побережья моря Вилайет двинулись в путь в поисках новых пастбищ. Самые упорные из них достигали даже областей восточной Стигии. Эти люди, именующиеся Сыновьями Шема, неустанно искали лучшие земли. Наступление пустыни понуждало их откочевывать все дальше и дальше. Сыновья Шема все прибывали и прибывали с Запада, и стигийцы, всерьез обеспокоенные этим вторжением, не раз предпринимали попытки отодвинуть их на прежние рубежи, но постоянно терпели неудачу. Тогда стигийцы предложили кочевникам присоединиться к их государству и стать частью Стигии. Сыновья Шема стали вассалами Стигии и продолжили уже в новом качестве свое продвижение на запад. Но сколько стигийские жрецы ни старались насадить среди них культ Сета, все их старания оборачивались прахом. Сыновья Шема имели собственный пантеон богов, поклонение которым было куда более простым и не требовало сложных ритуалов, в отличие от пугающего культа Великого Змея. Когда хайборийцы поработили Коф, Стигия отодвинула свои границы южнее реки Стикс, оставив шемитов на произвол судьбы и рассчитывая на то, что они станут щитом, огородившим их от свирепых варваров-хайборийцев. В 588 п.п.А. шемиты подняли восстание в ответ на увеличение Стигией размера дани. Ради победы над Стигией они заручились поддержкой Кофа, что не принесло желаемого успеха, ибо они просто поменяли одного хозяина на другого — Коф стал сам притеснять шемитов, с успехом заменив Стигию на этом поприще. Примерно с 923 п.п.А. шемиты обрели сложившуюся государственную систему и почувствовали себя достаточно сильными, чтобы выдворить из страны кофийских наместников и провозгласить независимость. Но государственности Шема хватило лишь настолько, чтобы отразить внешнего врага. После того как угас пафос освободительной войны, местные князья не замедлили вцепиться друг другу в глотку и затеять междоусобную войну, что привело к тому, что Шем превратился в конгломерат независимых городов-государств. Теперь, по крайней мере, в восточном Шеме всегда отыщется работа для наемников. Каждому полису приходится отражать не только постоянные нападения своих воинственных соседей, но и набеги кочевников-зувгиров. Единственное относительно спокойное место в Шеме — западные области вокруг Асгалуна, правителям которого удалось установить мир на своих территориях.

Геральдика

Слияние Востока и Запада в полной мере отражено в гербе этой державы. Золотые и зеленые полосы поля щита символизируют плодородные равнины и пустыню (как на гербах других держав со схожей топографией). Скрещенные мечи говорят о том, что сосуществовании двух культур не всегда было мирным, но золотые звезды свидетельствуют о вере этого народа в свою судьбу.

Текущие дела

Восточный Шем всячески избегает заключения мирных договоров между своими городами-государствами. Продолжаются стычки с Кофом, что, вкупе с набегами стигийцев и туранцев, не способствует спокойной жизни этого региона. Однако многие удельные правители активно проводят мысль об объединении перед лицом грядущей гирканской угрозы. Туранские эмиссары поддерживают идею слияния, несмотря на то, что тогда их собственное влияние в этом регионе значительно уменьшится. Это связано с тем, что центр Шема перенесется в Асгалун, восточные границы в районе Заморанской пустыни останутся вне его поля зрения, что позволит Турану рассчитывать на присоединение этих земель к своей территории.

Союзники и враги

Города-государства Шем находятся между собой в весьма натянутых отношениях. Объединяет их лишь ненависть и презрение к Стигии и Кофу, своим бывшим хозяевам. На сегодняшний день боевая слава Шема осталась в далеком прошлом, что не мешает кофийским и стигийским владыкам с осторожностью присматриваться к этой стране. Несмотря на это исторически сложившееся недоверие, шемиты успешно торгуют с Кофом и Стигией, равно как с Тураном и Заморой. Но их взаимоотношения не выходят за рамки торговых соглашений и не могут считаться союзами в полном смысле этого слова.

География

Шем находится между Кофом и Стигией. Западной границей служит океан; восточная теряется в Туранской пустыне. Земли западного Шема представляют собой плодородные холмистые луга. В восточном направлении земля делается суше, растительность становится все скуднее, по мере приближения к пустыне.

Географический справочник

  • Аббадрах (Abbadrah) — город-государство в южном Шеме. На Аббадрах сильное влияние оказала стигийская культура. Так, близ города располагаются обширные гробницы, явно стигийского происхождения.
  • Аквитания (Akbitania) — город-государство на севере Шема, близ кофийской Хорайи. Акбитания издавна славится прекрасными кузнецами, которые изготавливают отличное стальное оружие и броню.
  • Акхария (Akkharia) — город-государство на юго-западе Шема.
  • Анакия (Anakia) — город-государство в западном Шеме.
  • Асгалун (Asgalun) — столица Пелиштии (Pelisktia). Асгалун — наиболее крупный морской порт Шема. Расположен он в устье реки, на побережье Западного Океана. Дни славы Асгалуна — в прошлом, и ныне город представляет собой причудливое скопление как полуразрушенных хижин, так и красивых каменных монументов.
  • Ахлат (Akhlat), именуемый также «Проклятый»,— оазис, где расположен торговый город, заложенный еще до шемитов в земле Макан-э-Мордан (Makan-e-Mordan), части Шан-э-Сорх (Shan-e-Sorkh) (названия, по всей видимости, ахеронские). В Ахлате правил демон Старшей Ночи, носящий имя Горгон (Gorgon), который не мог существовать вне границ Ахлата и был хранителем Шан-э-Шорха, о чем говорят древние ахеронские источники.
  • Дан-марках (Dan-marcah) — деревня в Пелиштии, находящаяся на побережье.
  • Гхаза (Ghaza) — город-государство в Шеме (известный центр виноделия).
  • [[Географические объекты - К|Кутхемес (Kuthchemes) — разрушенный город на границе юго-восточного Ш. Кутхемес, кхарийский город, был один из первых поселений, основанных ими на западе. В Кугхемесе владычествовал маг Тугра Хотан (Ihugra Khotan). Город был разрушен хайборийцами в период захвата Кофа.

Кирос (Kyros) — город-государство Шема, известный виноделием.

  • Либнум — холмистая местность в Пелиштии, к югу от Асгалуна. Либнум - один из самых плодородных районов Шема.
  • Макан-э-Мордан (Makan-e-Mordan) — часть Шан-э-Шорха, место паломничества.
  • Нипр (Nippr) — город-государство в Шеме.
  • Пелиштия (Pelishtia)— самое западное королевство в Шеме. Асгалун является столицей Пелиштии. На короткий период Асгалун был даже столицей объединенного Шема, но лишь до тех пор, пока тот не распался вновь на мелкие города-государства. Пелиштия, пожалуй, единственная область Шема, хорошо известная западным народам (зингарцам и аргоссцам), т.к. она доступна с моря.
  • Сабатея (Sabatea) — город-государство Шема. Сабатея имеет дурную репутацию большей частью из-за того, что жители ее исповедуют кровавый культ Золотого Павлина. Адепты этой веры — законченные палачи и садисты. К их услугам охотно прибегают правители многих шемитских городов-государств.
  • Шан-э-Сорх (Shan-e-Sorkh) — «Красная Пустошь» — жаркая и бесплодная пустыня в восточном Шеме. Свое название получила из-за песка красноватого оттенка и почти полного отсутствия оазисов.
  • Шумир (Shumir) — древний город-государство на востоке Шема. Согласно легенде, шемитский бог воров Бел был рожден в Шумире.
  • Шушан (Shushan) — «Имперский город», самый большой город-государство в восточном Шеме. Шушан и Пелиштия — два главных конкурента в борьбе за государственность Шема. Шушан и Асгалун оспаривают право называться столицей объединенного Шема, с самых тех пор, как Шем распался на мелкие города-государства, после восстания против Кофа.
  • Эрук — город-государство в Шеме.

Экономика

Города Шема производят множество товаров, начиная от брони и оружия и заканчивая драгоценностями и изделиями из кожи. Каждый город специализируется в ряде товаров, которыми они торгуют между собой.

Карта магических областей

Западный Шем имеет нормальный уровень магии, восточный — пониженный.

Общество

Шем — государство, состоящее из разрозненных полисов, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и с кочевниками пустыни. Большинство этих городов-государств весьма невелики по размерам. Самое большое внутреннее государство — Пелиштия, оно охватывает почти весь западный Шем. Маршруты всех караванов пересекаются в Шеме. Несмотря на взаимную враждебность полисов, ни один из городов-государств не обладает достаточной экономической независимостью, чтобы процветать без торговли. Некоторые города-государства занимаются в основном производством оружия, другие — виноделием или землепашеством, но все они разводят скот.
Шемиты среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения. У них ястребиные носы, темные глаза и иссиня-черные волосы. Они носят длинные курчавые бороды, по форме напоминающие лопату и суживающиеся книзу (подобно древним ассирийцам). Король Пелиштии номинально является правителем всего Шема. Но на практике каждый город имеет собственного владыку и не подчиняется воле Асгалуна.
3 у а г и р ы. Кочевники-зуагиры живут в восточных пустынях Шема. Основной их промысел — набеги на караваны, проходящие через восточную пустыню. Зона их влияния простирается вплоть до кофийского Хаурана. Зуагиры ценят свою независимость и ведут кочевой образ жизни. Они нападают на шемитские, заморанские и туранские караваны, захватывая продовольствие, оружие и товары. Многие купцы стараются не проходить караванами через Шем, страшась безжалостных номадов. Правители Турана неоднократно высылали карательные экспедиции, чтобы отогнать кочевников от своих границ.

Право

Каждый шемитский полис имеет собственные законы, сильно разнящиеся друг от друга. В Шеме существуют различные законы для коренного населения и для чужестранцев. Так, в некоторых городах существует особый «гостевой квартал» для приезжих. Там царят более либеральные нравы, дабы караванщики ненароком не нарушили местные законы и не подверглись наказанию. Порой эти законы принимают достаточно странный характер, типа запрещения публичного потребления пищи или пива, или публичной демонстрации роскоши и богатства. Зачастую эти нелепые правила служат лишь для вымогательства или расправы над неугодными.

Религия

Шемиты имеют собственный пантеон богов. У каждого города есть собственный идол, наличие которого, по шемитским верованиям, символизирует присутствие и покровительство самого божества.

Вооруженные силы

Шемитская армия представляет собой причудливую смесь различных родов войск. Так, в некоторых городах предпочитают конницу и имеют лишь немногочисленную пехоту; в других излюбленный род войск — пикинеры, а пехота и кавалерия почти не представлены. Существуют даже армии, основой которых служат осадные машины. Благодаря непрерывным военным действиям, вооруженные силы Шема хорошо обучены и закалены в сражениях. Но лучшие отряды — это так называемые вольные, состоящие из хорошо обученных наемников, которые готовы продать свои мечи тем, кто больше заплатит.

Язык

Шемитская семья языков обособлена как от хайборийской, так и от стигийской, однако, в результате взаимопроникновения культур, имеет общие с ними корни. Зуагирский язык представляет собой диалект шемитского.

Имена и названия

Шемитские имена похожи на ассирийские, вавилонские или древнееврейские: Арамаз (Aramas), Африт (Afrit), Белит (ВеШ), Датан (Dathan), Джилзан (Gllzan), Енох (Enosh), Зебах (Zebah), Зимах (Zillah), Йин Аллал (Yin Allal), Исайаб (Isaiah), Матенбаал (Mattenbaal), Мена (Мепа), Нахор (Nahor), Нитокар (Nitokar), Уриаз (Uriaz), Эбанезеб (Ebunezeb), Эблис (Eblis), Элохар (Elohar).

Р.Говард «Хайборийская эра»,
Локнит О. «Монеты Хайбории»,
Путеводитель по Хайбории.